Развитие речи зависит от многих факторов, как биологических, так и экологических – структура мозга, генетические факторы, общение, контакт со взрослыми, стимуляция речи и т.д.
Речевое развитие начинается в жизни плода, в утробе матери. Он слышит ее голос, бьющееся сердце, реагирует на вибрацию звуков. Прелюдия в формировании вербальных навыков – это первый крик во время рождения и попытка сосать грудь. Все эти, казалось бы, незначительное действия оказывают значительное влияние на развитие артикулярного аппарата, который отвечает за речь.
Правильное развитие речи у детей может быть нарушено из-за различных факторов:
генетические дефекты;
болезни, перенесенные матерью во время беременности;
употребление наркотиков или курение во время беременности;
принятие определенных препаратов в период ожидания ребенка;
длительный и тяжелый стресс беременной женщины;
перинатальные травмы;
аномалии в построении речевых органов;
проблемы с гландами;
отит уха или околоушной железы;
нарушение слуха, потеря слуха, глухота;
умственная отсталость ребенка;
аномальное развитие центра понимания и речи в мозге;
повреждение ЦНС;
ранний детский аутизм.
Полное отсутствие речи или задержка речевого развития может быть результатом многих других эндогенных факторов (например, повреждение головного мозга), а также экзогенных (например, пренебрежение экологией). Патологии в области развития языка могут касаться как говорения, так и неспособности понимать слова.
Правильное развитие речи Хотя каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, все же есть несколько стандартных этапов, которые позволяют детям правильно развивать свою речь:
Период звуков – от рождения до первого года жизни. У младенцев, даже у тех, кто глух, между первым и третьим месяцами жизни можно наблюдать выдачу звуков, особенно горловых. С шести месяцев малыш начинает сочетать гласные с согласными (ма-ма-ма, уа, ба- ба-ба и тд). Глухие дети не произносят. Младенцы обычно болтают в одиночестве (бормотание), когда они чувствуют себя хорошо. К концу первого года жизни ребенок хорошо понимает взрослый язык. И хоть он не может еще много говорить. Он начинает произносит первые слова, состоящие из слогов (ба-ба, ма-ма, па-па, та-та).
Период выражения – от первого до второго года жизни. Ребенок отвечает на вербальные команды и вопросы, самостоятельно произносит простые предложения, повторяет слоги и слова, которые слышит у взрослых. В течение этого периода, дети в возрасте до 18 месяцев должны говорить около 50 слов, включая звуковые (мяу, буум, бам и тд).
Со второго по третий год жизни, прогресс в понимании и произношении речи продолжается. Вначале появляются предложения из двух слов, затем вопросительные, командные и восклицательные предложения. Ребенок к концу третьего года должен произносить около 500-1000 слов.
Период специфического речевого развития – с третьего по седьмой год жизни. Речь ребенка становится вполне понятна для окружающих. Он овладевает сложной артикуляцией звуков (с, сь, з, зь, ц). Количество детских неологизмов (придуманных им слов, которыми ему удобно было обозначать какой-либо предмет или действие в раннем возрасте) уменьшается. Ребенок строит правильные утверждения с использованием сложных предложений.
Так выглядит правильное развитие речи у детей. Когда мы видим серьезные задержки в развитии речи у детей, стоит обратиться к специалистам. Раннее вмешательство позволит выявить причины расстройства речи у ребенка и осуществить логопедию, а в случае с потерей слуха осуществить развитие малыша с помощью слухового аппарата. Ниже рассмотрим причины, которые иногда являются ответами на вопрос: почему ребенок не хочет разговаривать.
Что такое мутизм, как влияет на речь ребенка Почему маленький ребенок (например, двух лет) не хочет говорить — не всегда указывает на серьезные физические или психические расстройства. Иногда случается, что во время развития речи некоторые словесные навыки задерживаются. Позже они возвращаются к нормальному состоянию, и ребенок успешно догоняет своих сверстников.
Однако, иногда отсутствие речи или значительное ее ограничение может указывать на мутизм. Что такое мутизм? Это дисфункция речевой реализации, которая сопровождается умением понимать речь и использовать навыки письма. То есть ребенок понимает, что говорят, умеет писать, но не умеет говорить.
Существует органический мутизм, который является результатом аномалий в анатомической структуре вокальных органов (гортани, неба, языка, нервных центров головного мозга). И функциональный мутизм, развитие которого обусловлено психологическими факторами, например, застенчивость ребенка, эмоциональная гиперчувствительность, долговременный стресс, беспокойство, родительские ошибки в воспитании, унижение, отказ, физическое и психологическое насилие над ребенком.
Функциональный мутизм диагностируется при исключении анатомических дефектах речевых органов и неврологических дисфункций.
Ребенок с функциональным мутизмом имеет способность говорить и понимать речь, но не разговаривает в важных социальных ситуациях. Он отказывается говорить, только кивает и использует альтернативное невербальное общение.
Этот вид мутизма чаще всего встречается в раннем детстве. Его еще называют истерический, элективный. Несмотря на понимание речи, ребенок не говорит вообще в определенных ситуациях, хотя при других обстоятельствах он может говорить довольно свободно.
Мутиотерапия в первую очередь сводится к минимизации страха перед разговором и развитию доверия у ребенка. Рекомендуется стимулировать речь, поощряя малыша даже за отдельные слова, например, призом или другим вознаграждением.
Задержка речевого развития – почему ребенок не хочет разговаривать Речь – сложный процесс, который помимо способности артикулировать звуки включает в себя также понимание слов, способность сочетать слова с разумными и стилистически правильными фразами, а также ряд процессов, которые происходят в мозге.
Если статья была вам полезна, нам будет приятно, если вы поделитесь ею.